Использование ресурсов вод Индийского океана человеком

Географическое положение Индийского океана на протяжении веков делало его важнейшей транспортной артерией, соединявшей между собой континенты.

До середины XX в. его природные ресурсы оставались слабо изученными. Развитие технологий привело к тому, что хозяйственное значение Индийского океана возросло, а его почти нетронутые богатства привлекают компании из разных стран мира возможностью их освоения.

Рыба
Подводный мир Индийского океана.

Природные богатства вод Индийского океана

Расположение акватории океана в 3 климатических поясах создало благоприятные условия для существования в нем различных видов живых существ. Геологические особенности шельфов способствовали формированию крупных запасов полезных ископаемых.

Биологические океанические ресурсы

Большая часть интересных человеку биоресурсов сосредоточена в поверхностных водных слоях шельфовых зон. Наиболее продуктивными районами являются прибрежные области на северо-западе океана, Аденский и Бенгальский заливы и восточноафриканское побережье.

Из промысловых видов рыб здесь обитают:

  • сардины;
  • тунец;
  • индийская скумбрия;
  • акула.

Водятся сциеновые, луциановые и другие придонные рыбы. Добываются кальмары, лангусты, креветки.

Вторым важным регионом лова считаются воды, прилегающие к Антарктике. В них обитают нототении, клыкачи, киты, тюлени и криль.

Минеральные ископаемые

Важнейшими полезными ископаемыми, найденными в океане, являются нефть и природный газ. По объему их запасов он занимает первое место в мире.

Главные нефтеносные регионы – Персидский залив, пролив Басса, шельф полуострова Индостан. Также нефть обнаружена на шельфе Австралии, газ – у берегов Бангладеш.

Побережья Шри-Ланки, Мозамбика, Мадагаскара богаты залежами ильменита, монацита, рутила, циркония. Донные россыпи оловоносной руды, касситерита распространены в Мьянме, Индонезии, Таиланде.

В рифовых зонах разведаны месторождения хрома, железа, марганца, меди, на океаническом ложе – скопления железомарганцевых конкреций.

Необычное полезное ископаемое, горячие металлоносные рассолы и илы, найдено в отдельных впадинах на дне Красного моря. Для его разработки нужны новые технологии, и начало добычи – вопрос будущего.

Нефть
Нефтяные вышки в океане.

Виды хозяйственной деятельности

Природное своеобразие Индийского океана определило векторы развития экономики стран региона. Наиболее преуспели отрасли, ориентированные на добычу естественных ресурсов и прием путешественников.

Рыболовство

Индийский океан – один из самых теплых океанов планеты. При этом доля выловленной в нем рыбы составляет всего 5% от общемирового объема. Такой показатель обусловлен низким уровнем развития технологий в государствах Азии и Африки, имеющих выход к океану.

Основная часть лова осуществляется в северной области океана, кроме западных берегов Аравийского моря. Последнее обусловлено не слабостью сырьевой базы, а ограниченностью внутреннего рынка.

В странах Восточной Африки, на Мадагаскаре и в государствах Бенгальского залива лов ведется в узкой прибрежной полосе, добыча невелика и уходит на местные нужды.

В открытых водах тропической части океана и в близких к Антарктике районах лов осуществляют страны с высоким уровнем технологической оснащенности траулеров. Много судов с других континентов, особенно из государств Южной Европы.

В Индии, Пакистане, Таиланде и Бангладеш взят курс на модернизацию рыбного хозяйства, пополнение флота современными траулерами и парусно-моторными судами.

Стали применяться более совершенные орудия лова. Это привело к росту добычи рыбы и морепродуктов, открыло перспективы для освоения новых рынков.

Рыболовство
Рыболовство в Индийском океане.

Китобойный промысел

Был долгое время распространен в приантарктических водах. На сегодня почти полностью свернут ввиду резкого снижения популяции отдельных видов китов и угрозы их полного исчезновения.

Добыча полезных ископаемых

По объему залежей нефти и газа лидирует Персидский залив. Первоначальные разведанные запасы черного золота достигали 10,6 млрд тонн. Нефтепромыслы расположены в прибрежных зонах на глубине 60-70 м.

Комфортные погодные условия снижают эксплуатационные расходы и облегчают добычу. Разработки ведут Саудовская Аравия, Иран, Кувейт, Катар, Бахрейн, ОАЭ. Масштабы добычи растут. К 2030 г. ожидается их увеличение до 500 млн тонн в год.

В XXI в. черное золото обнаружено на шельфах стран Южной Азии: Индии, Пакистана, Бангладеш, Шри-Ланки. Пробуренная скважина в Камбейском заливе указала на существование залежей с запасом до 190 млн тонн. Разработка нефти в ней уже началась.

Геолого-разведочные работы выявили нефтяные и газовые месторождения у западных берегов Австралии, северного побережья Суматры, на дне Тиморского моря.

На юго-западе Индии и на востоке Шри-Ланки разрабатываются ильменит-монацитовые и ильменит-цирконовые морские россыпи. Сырье из этих месторождений отличается высоким содержанием полезных компонентов. Но несовершенные методы разработки и обогащения снижают число добытых минералов и объем их последующего экспорта.

В разных частях шельфовой зоны океана обнаружены фосфоритовые конкреции. Фосфориты со дна пока не добывают, но им придается значение как возможному источнику агрохимического сырья.

Газ
Добыча газа в Индийском океане.

Морские перевозки

Преобладающий тип экономик стран региона – сырьевые. Это определило географию транспортных путей, объемы и структуру грузопотоков. В отраслевой схеме океанского хозяйства доминируют поставки нефти, в меньшей степени – твердых минералов.

Из-за недостатка кораблей перевозки часто осуществляются судами из других регионов мира. В северной части океана, у берегов Азии, по сей день для доставки грузов используются парусные суда. Это отличительная транспортная черта Индийского океана.

Главные морские трассы проходят по нескольким направлениям:

  1. Ближневосточному. Связывает Персидский залив и Красное море. Для него характерны короткие расстояния между точками отправки и назначения, интенсивное судоходство, доставка жидких грузов.
  2. Дальневосточному. Соединяет Персидский залив, Шри-Ланку, Малаккский и Зондский проливы, далее тянется до портов Японии и Кореи. В структуре грузопотоков преобладают нефтепродукты, в меньших количествах – металлические руды.
  3. Южноафриканскому. Начинается в Персидском заливе, далее проходит мимо острова Сокотра к мысу Доброй Надежды. Основные грузы – ближневосточная нефть и минералы из африканских стран. В обратном направлении доставляются промышленные товары из Европы и Северной Америки.
  4. Австралийскому. Делится на 3 маршрута, что обусловлено отдаленностью Австралии от других стран региона. Осуществляются поставки ближневосточной нефти, риса из Мьянмы, джута из Бангладеш в Австралию, зерна и промышленных товаров – на Ближний Восток.
Морские перевозки
Грузоперевозки в Индийском океане.

Международный туризм

Большинство государств Индоокеанского бассейна рассматривают международный туризм как важную составляющую бюджета. Обладая в силу географических причин прекрасным климатом, они активно развивают туристическое направление. Каждая из стран использует свои преимущества для привлечения путешественников.

Египет, Индия, Шри-Ланка, Таиланд, Мьянма предлагают познавательные программы, во время которых туристы знакомятся с историческими и культурными достопримечательностями, при возможности совмещая экскурсии с отдыхом на пляже.

На Сейшелах, Мальдивах, Маврикии, в Омане и ОАЭ рекомендуется провести отпуск на море, а в 2 последних странах – совершить покупки в крупных моллах.

В Танзании, Кении, на Мадагаскаре можно принять участие в сафари, полюбоваться на экзотических животных.

Мальдивы
Мальдивы встречают туристов теплыми океанскими водами.

Добыча жемчуга

Морской жемчуг добывается в 3 регионах.

В Манарском заливе банки с раковинами покрывают дно песчаных отмелей, тянущихся на километры. Жемчуг добывают в марте, в это время воды самые спокойные. Лов находится под контролем правительства.

Промысел начинается, когда число жемчужниц достигает максимума. Средний улов на судно с 2 ныряльщиками – 6000-7000 раковин. Из добытых жемчужниц 2/3 идет государству, остальные делятся между ловцами, их помощниками и владельцем лодки.

Жемчужины Персидского залива вылавливаются в Бахрейне и Катаре. Здесь природа подарила человеку жемчуг розового оттенка, прозванный “золотой розой”.

Его добывали столетиями, но в XX в. открытие и освоение нефтяных месторождений и выращивание искусственного жемчуга нанесли урон промыслу. Добыча резко сократилась.

На отмелях острова Сокотра и в Аденском заливе добывается редкий черный жемчуг со свинцовым отливом. Лов происходит только летом, т.к. в этот сезон уменьшается опасность встречи с акулами.

Добыча жемчуга
Добыча жемчуга в океане.

Использование рекреационных ресурсов

С точки зрения организации отдыха область Индийского океана делится на несколько районов:

  1. Аравийский охватывает страны, расположенные на одноименном полуострове. Он подходит для религиозного паломничества, посещения нефтепромыслов, наблюдения за ловлей жемчуга и добычи кораллов.
  2. В Южноазиатском активно развиваются курорты на берегах Бенгальского залива.
  3. Восточноафриканский район и близлежащие острова интересны соседством с дикой фауной.
  4. Североафриканский импонирует наличием множества исторических и культурных памятников древних цивилизаций.

Экологические проблемы и пути их решения

Океанские воды загрязняются разными путями, превалирующим является антропогенный.

Одним из основных поллютантов служит нефть. Даже при штатном движении танкеров на поверхности воды остается жирная пленка. Вклад вносят утечки из трубопроводов, повреждения нефтяных платформ, процедуры промывки емкостей судов. После очищения наливных цистерн танкеров рабочая жидкость сливается в океан.

Опасно загрязнение океана тяжелыми металлами: ртутью, кадмием, свинцом. Они попадают в него из атмосферы и с речными стоками. Медь, цинк, хром, мышьяк, сурьма накапливаются в организмах обитателей моря и отравляют их. Используемые в сельском хозяйстве пестициды и гербициды добавляют свою лепту.

Оставляют след военные конфликты, вносит свой вклад и бытовой мусор.

Осознавая ответственность за пользование водными ресурсами, государства Индоокеанского региона подписали ряд договоренностей об охране окружающей среды:

  • Кувейтский протокол о региональной кооперации в борьбе с загрязнением Персидского залива;
  • аналогичный протокол об акваториях Красного моря и Аденского залива;
  • Конвенцию о защите флоры и фауны Антарктики;
  • план действий по защите морской среды у берегов Восточной Африки.

С целью сохранения уникальных природных экосистем созданы и действуют морские резерваты, большинство из которых имеет статус национальных парков.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector